Правила устройства электроустановок. Новости энергетики
24 November 2024
Берегите аккумуляторы
Берегите аккумуляторы

Автомобиль с точки зрения ПУЭ является автономной электроустановкой, содержащей генератор, электроприемники и аккумулятор. Причем последний служит не только для запуска двигателя, а является довольно солидным накопителем энергии, способным самостоятельно питать в течение длительного времени всё бортовое оборудование.

Эксплуатируется автомобильный аккумулятор очень жестко: и при сильных морозах, и в жару он должен всегда быть готов не просто обеспечить электроснабжение всему автомобилю, но и быть готовым выдать сотни ампер на стартер для запуска двигателя. Режим заряда тоже не отличается мягкостью. Чем сильней разряжена аккумуляторная батарея, тем больше будет зарядный ток. То есть после стресса, полученного аккумулятором при пуске, его ожидает еще один в виде зарядного сверхтока. Для хорошо заряженного аккумулятора достаточной емкости такое не страшно. Но если батарея была изрядно подсевшей, то после пуска она может разрядиться до уровня ниже критического - такого, что могут пойти необратимые изменения, и достаточно одной аккумуляторной банке "осыпаться", чтобы емкость вашего аккумулятора уменьшилась в разы.

Чтобы аккумулятор вам служил долгие годы, нужно не допускать глубокого разряда. Бывалые могут возразить, что время от времени полезно делать циклы разряд-заряд, т.н. тренировку. Да, согласен, но это нужно делать в стационарных условиях, с помощью специального зарядного устройства, низким контроллируемым зарядным током. А пока аккумулятор стоит на автомобиле, то не стоит держать его разряженным ниже 50%. Как ни странно, даже на дорогих автомобилях защите аккумулятора от сильного разряда практически не уделяется внимания. Поэтому совсем не лишним было бы иметь какую-то эффективную электронную защиту.

Представляет интерес устройство СтопРазряд, выполненное в виде компактного модуля, надеваемого на минусовую клемму аккумулятора. Идея хорошая, и не мешало бы перенять опыт применительно к стационарным аккумуляторным установкам. Подробно с работой устройства можно ознакомиться здесь: http://stoprazryad.ru/index.php/manual. Также есть неплохое видео на ютубе:

Интересны комментарии к этому видео. Есть такие, которые отнеслись к нему скептически, приводя аргументы типа "20 лет за рулем, и никогда не садился аккумулятор", "мне важней, чтобы сигнализация была постоянно включена" или "а вдруг это устройство сломается, а мне нужно ехать" и т.д. Как правило, на ютубе всегда найдутся комментаторы, которые чем-то недовольны. Скептики упорно не замечают тех мест, где рассказывается о том, что если включена аварийная сигнализация, отключение аккумулятора не произойдет, что если СтопРазряд выйдет из строя (чего пока не наблюдалось), то тоже ничего страшного не произойдет: автомобиль не остановится, аккумулятор будет подзаряжаться. Заметите вы это только тогда, когда заглушите двигатель. Нужно будет просто снять устройство и подсоединить клемму напрямую. Ну а те, которые "30 лет за рулем, и никогда не садился аккумулятор", пожалуй, могут без такой защиты обойтись. Присутствует и конструктивная критика, много положительных отзывов. В основном все сходятся к тому, что устройство действительно полезное, но немного дороговато.

Блоком управляет мощный микроконтроллер, контролируется множество параметров, учтены все нюансы. В одной из следующих статей я постараюсь подробно расписать устройство и алгоритм работы блока "СтопРазряд".

С уважением, Константин Усенко, инженер-электрик

Постскриптум
Комментарии
Последние публикации
· Пакетные прокси
· Лаки Джет
· Электроника из США
· Работа вахтовым методом
· Оборудование для про...
Последние обзоры:
· РМ-2696 ИНСТРУКЦИЯ ...
Последние комментарии
· Правительство отложи...
· В Певеке завершилась...
· Физический пуск реак...
· Вполне естественно с...
· Во многих счетчиках ...
· Чтобы узнать, во что...
· п. 1.1.39-1.1.40 соо...
· Обычно ни в одном пр...
· Не дорого ли обойдет...
· Можно привести много...
счетчик
Яндекс.Метрика
Последние загрузки
· Приложения к И 1.13-07