Правила устройства электроустановок. Новости энергетики
21 November 2024
Плавучая АЭС Академик Ломоносов
Плавучая АЭС Академик Ломоносов

О плавучих электростанциях пишут и говорят мало, последнее оживление было во время энергоблокады Крыма, когда для производства электроэнергии туда было брошено огромное количество мобильных электростанций: дизельных, газовых. Были не только наземные, но и плавучие. Поставками топлива занимались ведущие российские поставщики (https://nizhniynovgorod.rosneftehim.ru/ и др.). Помимо специально предназначенных для этого электростанций, были задействованы даже бортовые электростанции грузовых и пассажирских судов.

Но это все мелочи по сравнению со строящимся плавучим атомным энергоблоком "Академик Ломоносов". Его стоимость на текущий момент составляет 21,5 млрд рублей, а первая загрузка ядерного топлива будет произведена в I квартале 2017 года. Не факт, что эта цена окончательная. Если добавить  к этой цене береговые затраты - подстанции и т.д., то наверное, к вышеозначенной сумме будет добавлено еще примерно столько же. Хотя сейчас идет разговор о 7 миллиардах береговых расходов.

Мощность "Академика Ломоносова" небольшая по современным меркам - всего-то два генератора по 35 МВт. Стоит ли игра свеч? Похоже, что окупаемость данного проекта не наступит. Но тем не менее звучат оптимистические ноты, что это проект больше научный, экспериментальный, и что на нем будет получен первый опыт, недостатки будут устраняться, и подобные установки начнут производить серийно.

ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Головной блок "Академик Ломоносов" строится для плавучей атомной теплоэлектростанции в городе Певек Чукотского автономного округа.

Это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Его основная цель - обеспечить энергией крупные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

"Академик Ломоносов" - головное судно, которое сооружается для замещения мощностей Билибинской АЭС на Чукотке. Энергоблоки АЭС будут выводиться из строя в 2019-2021 гг.

Согласно действующему графику, ПАТЭС должна стоять в порту Певек в 2019 г.

Постскриптум
1 #1 Admin
November 08 2016 10:11:17
Россия и Китай будут развивать сотрудничество по проектам плавучих атомных станций (ПАТЭС) и направлению реакторов на быстрых нейтронах, являющихся технологией четвертого поколения, сообщает госкорпорация "Росатом"."Будет развиваться сотрудничество по плавучим атомным станциям и перспективному направлению реакторов на быстрых нейтронах, являющихся технологией четвертого поколения", - говорится в сообщении.

На сегодняшний день в России завершается сооружение первой в мире плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов". ПАТЭС предназначена для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и основная цель проекта - это обеспечение энергией удаленных промышленных предприятий, портовых городов, а также газовых и нефтяных платформ, расположенных в открытом море.

В конце июля 2014 года "Русатом Оверсиз" (входит в структуру "Росатома" ) и китайская CNNC New Energy подписали меморандум о строительстве ПАТЭС. Китай также интересует возможность их использования для обеспечения своих островных территорий и месторождений по добыче углеводородов. По данным источников ТАСС, основными заказчиками "Росатома" по строительству плавучих энергоблоков выступают китайские нефтяные компании, с которыми ведутся переговоры.

Ранее сообщалось о переговорах Росатома с китайскими партнерами о возможности создания совместного предприятия по производству и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций малой мощности.

Также в 2014 году в Китае был выведен на 100 - процентную мощность построенный при участии российских специалистов экспериментальный реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем - CEFR (Chinese Experimental Fast Reactor).

В его основе лежат принципы реакторной установки на быстрых нейтронах типа БН-600, которая эксплуатируется на российской Белоярской АЭС. Технический проект реактора был создан в России, на основании его китайские специалисты разрабатывали здания и сооружения, изготовили общестанционное оборудование.

Реакторная установка используется для проведения научно- исследовательских работ.
1 #2 Admin
April 25 2017 15:13:37
Интересный проект был в СССР. Занимались им в Белоруссии. Была создана мобильная мини-АЭС, которую за короткое время можно было развернуть практически в любой точке мира.

Но проект свернули после Чернобыльской катастрофы. Уж очень все были напуганы. Сейчас Россия и Белоруссия пытаются возродить проект, но пока как-то не очень согласованно.

Уникальный комплекс — мобильная атомная электростанция «Памир», уже прошедшая полевые испытания, была уничтожена 30 лет назад. Макеты в музее — это все, что осталось от проекта. Фактически, именно под эту задачу был создан отдельный ядерный институт. Путь — от эскизов до действующих образцов тогда занял 20 лет. На мобильную АЭС работал весь Союз, больше сотни предприятий.

Проект действительно был прорывной, уникальный и, как говорят сами разработчики, «экзотический». Взять хотя бы 3 ЭВМ, которые обеспечивали безопасность, система была полностью автоматизирована, поскольку по требованию военных обслуживать этот мирный атом должны были максимум 30 человек. Несколько десятков солдат и пара офицеров. Сейчас в основном все материалы рассекречены, но не полностью.

Святослав Сикорин, заведующий лабораторией экспериментальной физики и ядерной безопаснсоти экспериментальных установок: «Есть целый ряд ноу-хау. По этой станции их огромнейшее количество просто. Которые, естественно, никому неизвестны. Ну и даже кто пытается взяться за такую разработку, когда продвинется дальше. Это все оказывается совсем непросто».

На полной мощности мини-АЭС «Памир» должен был работать три года. В консервации — 10. Всего изготовили два комплекса. Первый штатно отработал в поле. Но чернобыльская трагедия перечеркнула все. На фоне «ядерной истерии» институт получил приказ: проект закрыть, комплексы уничтожить.

Реанимировать мобильный комплекс пытались несколько раз. Даже вели наработки новой АЭС на основе программы космических ядерных установок. Но все заглохло. Белоруссия в одиночку не тянет. Россия, напротив, пытается решить вопрос самостоятельно. Действующий образец Министерству обороны обещали предоставить уже в 2020 году. Но сейчас признаются: нереально. Проект — в стадии бумажной подготовки.

Конюшко Игорь, генеральный директор АО «Инжиниринговая кампания инновационных проектов» Минобороны РФ: «Идут обсуждения применения различных реакторов. На наш взгляд наиболее эффективный ректор — газоохлаждаемый аппарат. Который наиболее полно отвечает условиям Крайнего Севера».

При условии «фантастического» финансирования, имеющихся наработок и специалистов потребует не менее десяти лет, чтобы построить новую версию. Слишком многое разрушено с распадом СССР. А пока серийно существующего образца передвижной АЭС нет ни у одной страны в мире. Впрочем, США анонсировали в 2026 году появления готовой промышленной модели. Мобильная «ядерная гонка» в самом разгаре.
1 #3 Admin
April 26 2017 17:38:25
На плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов» специалисты готовятся к промывке систем реакторной установки

На головном плавучем энергоблоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов», который сейчас находится на территории ООО «Балтийский завод - Судостроение» (г. Санкт-Петербург), продолжается комплекс работ, связанных с подготовкой оборудования к комплексным швартовным испытаниям.

К настоящему времени специалисты завершили монтаж систем двух реакторных установок (РУ) ПЭБ и приступили к подготовительным работам перед промывкой систем 1-го и 2-го контуров (РУ). Промывка систем РУ - это часть комплексных пуско-наладочных работ, которые проводятся с целью подтверждения надежности работы оборудования и технологических систем ПАТЭС.

Параллельно работники АО «ОКБМ Африкантов» проводят пусконаладочные работы перегрузочного комплекса. Ведутся работы по монтажу систем паротурбинных установок (ПТУ). Готовность системы подачи главного пара к настоящему моменту составляет 100%, конденсатно-питательной системы - 98%. Также работники АО «КТЗ» проводят комплексную подготовку оборудования ПТУ, в том числе главных генераторов, для проведения комплексных швартовных испытаний.

Завершен монтаж оборудования комплексной системы управления техническими средствами, проводятся швартовные испытания комплектующих систем, в том числе и управление с центрального пульта управления. Завершены монтажные работы по всем общесудовым системам, производятся пусконаладочные работ систем и оборудования, продолжается работы по закрытию швартовных удостоверений.

Все работы, осуществляемые на «Балтийском заводе» организованы в строгом соответствии с Федеральными нормами и правилами в области ядерно-радиационной безопасности.

В то же время в месте базирования ПАТЭС – в г. Певек (Чукотский АО) осуществляется строительство береговых и гидротехнических сооружений (ГТС) согласно установленному графику. Так, к настоящему времени специалисты компании «Трест Запсибгидрострой» (генеральный подрядчик по строительству ГТС) приступили к забивке свайных оснований на соединительном участке мола-причала – основного гидротехнического сооружения для безопасной швартовки ПАТЭС.

Продолжается забивка свай на подходном участке мола-причала. Ранее были завершены берегоукрепительные работы. После установления в регионе положительных среднесуточных температур начнутся сезонные бетонные работы и работы по верхнему строению сооружения. На данный момент на строительной площадке ГТС в Певеке работают 110 человек и задействовано 30 единиц техники.

ПЭБ будет находиться на «Балтийском заводе» до завершения комплексных швартовных испытаний и осуществления всех мероприятий по подготовке к буксировке в Певек.

Плановый срок завершения испытаний и подготовки к буксировке ПЭБ – конец 2017 г., после чего ПЭБ будет передан Заказчику-застройщику (Концерн «Росэнергоатом»). А осенью 2019 г. Концерн планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, провести испытания ПАТЭС и ввести её в эксплуатацию.

Стоимость создания плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов" составит 21,5 млрд рублей.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).

ПАТЭС «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, предназначенных для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, а также комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей. Энергоблок создается на основе энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Согласно проекту, ПАТЭС состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа (модернизированный вариант реакторной установки типа КЛТ 40) тепловой мощностью — 150 МВт, разработанными ОАО «ОКБМ им. Африкантова» и двумя паротурбинными установки типа ТК-35/38-3.4 (35 МВт – номинальная электрическая мощность в режиме отпуска тепла, 38 МВт – максимальная электрическая мощность при прекращении отпуска тепловой энергии) производства Калужского турбинного завода (входит в ОАО "Силовые машины" ).

Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.

ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.

Установленная электрическая мощность ПАТЭС — 70 МВт, тепловая — 50 Гкал/ч. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

Задача по обеспечению устойчивого энергоснабжения удаленных территорий является первоочередной в контексте государственной стратегии развития Крайнего севера, Дальнего востока, освоения Арктики и восстановления инфраструктуры Северного морского пути. Реализация проекта по сооружению ПАТЭС позволит обеспечить энергией удаленные районы, такие как Чукотка. Благодаря реализации данного проекта регион сможет получить мощное социально-экономическое развитие.
1 #4 Admin
May 11 2017 21:09:18
Работники Калужского турбинного завода монтируют и проводят комплексную проверку систем паротурбинных установок на первой в мире плавучей АЭС мощностью 70 МВт! Она будет введена в строй в 2019 году в Певеке на Чукотке и заменит устаревшие технологически Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ. Запуск блока позволит кардинально ускорить развитие отдаленного российского региона.

В состав АЭС войдут береговая инфраструктура и плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов». Станция безопасна, неуязвима для цунами и других природных катастроф и полностью соответствует требованиям МАГАТЭ.
1 #5 Admin
October 08 2017 22:38:46
На плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов» завершилась ключевая операция - промывка систем 1-го контура обоих реакторов

На головном плавучем энергоблоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов», сооружаемом ООО «Балтийский завод - Судостроение» (г. Санкт-Петербург), завершились работы по промывке систем 1-го контура обеих реакторных установок (РУ).

Этот важный этап пуско-наладочных работ на ПЭБ, проводимый с целью подтверждения надежности работы оборудования и технологических систем, специалисты завершили досрочно (при безусловном выполнении качества работ). Ранее их окончание планировалось на конец ноября текущего года. Сокращения сроков удалось достичь благодаря качественному планированию, слаженной организации работ, тесному взаимодействию с подрядными организациями т.д.

Промывка системы 1-го контура реактора - это важнейшее событие, подтверждающее завершение всех монтажных работ, как по оборудованию 1-го контура, так и по системам, его обслуживающим. Во время этой технологической операции проверяется надежность работы оборудования 1-го контура (например, циркуляционных насосов, обеспечивающих надежный съём тепла с активной зоны реактора и определяющих разрешенный уровень мощности), а также правильность сборки систем обеспечения безопасности.

Кроме того, в ходе промывки система 1-го контура проверяется на прочность и герметичность. Осуществляется очистка воды 1-го контура до требуемых параметров, что вызвано необходимостью очистить контур от возможных послемонтажных загрязнений и снизить до минимума возможность возникновения коррозии.

Таким образом, промывка 1-го контура РУ – это финальная процедура, которая фактически завершает собой сборку реактора ПЭБ и его подсистем.

В настоящее время специалистами предприятия продолжаются работы по подготовке ПЭБ к комплексным швартовным испытаниям (КШИ), в том числе промывка систем 2-го контура обеих реакторных установок (РУ) ПЭБ. До конца текущего года продолжатся испытания систем и оборудования плавучего энергоблока на проектных параметрах, в том числе, проверка оборудования перегрузочного комплекса.

После завершения швартовных испытаний и выполнения работ по подготовке ПЭБ к транспортировке, в мае 2018 г. его отбуксируют в г. Мурманск на площадку ФРУП «Атомфлот», где в октябре 2018 г. состоится загрузка ядерного топлива в реактор, а в ноябре - физический пуск ПЭБ.

Госкорпорация «Росатом» приняла решение о переносе места загрузки ядерного топлива и проведения комплексных швартовных испытаний ПЭБ из Санкт-Петербурга в Мурманск. Данное решение было принято с учетом интересов ряда европейских государств и добрососедских отношений с западными партнерами. Изменение места достройки ПЭБ не приведет к изменению срока ввода ПАТЭС в промышленную эксплуатацию, он состоится, как и планировалось, - в конце 2019 г. в Певеке (Чукотский АО).

Сейчас на будущей площадке размещения ПАТЭС ведутся работы по строительству гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой инфраструктуры. Уже завершены работы по погружению свай на участке берегоукрепления, подходной дамбе, соединительном участке мола-причала. Ведется формирование анкерно-ригельной системы, обустройство верхних строений. Начаты работы по погружению свай на морском участке мола-причала. Проводятся работы по вертикальной планировке площадки для строительства береговой инфраструктуры.
1 #6 Admin
December 15 2017 19:35:13
На плавучем энергоблоке ПАТЭС «Академик Ломоносов» выполнена постановка на валоповорот одной из двух турбин

В машинном зале плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» выполнена постановка на валоповорот одной из двух турбин типаТК-35/38-3.4.

На днях специалисты ООО «Балтийский завод - Судостроение» (г. Санкт-Петербург), где проходят плановые швартовные испытания объекта, успешно и без замечаний осуществили операцию по проворачиванию ротора паротурбинной установки (ПТУ) правого борта со скоростью 7 об/мин. Это было необходимо, чтобы убедиться в том, что турбина смонтирована в соответствии с действующими правилами и нормами.

Постановка турбины на валоповорот - это один из важнейших этапов подготовки плавучего энергетического блока (ПЭБ) к эксплуатации. Основной целью выполнения данной технологической операции является проверка правильности сборки и центровки всех элементов проточной части турбины, а также соответствия ее осей с валом турбогенератора.

На этапе подготовки турбоагрегата к постановке на валоповорот специалисты провели ряд технических работ, обеспечивающих готовность механического и электротехнического оборудования вспомогательных систем турбины, в частности систем маслоснабжения.

Постановка первой турбины на валоповорот демонстрирует высокую техническую готовность турбоагрегата и его вспомогательных систем к дальнейшему выполнению швартовных испытаний.

До конца текущего, 2017 года планируется осуществить аналогичную операцию на второй из двух паротурбинных установок ПЭБ плавучей атомной теплоэлектростанции. Далее продолжатся испытания систем и оборудования ПЭБ на проектных параметрах.
1 #7 Admin
January 10 2018 21:59:44
Главгосэкспертиза одобрила проект подключения ПАТЭС на Чукотке

Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проекта создания энергетической инфраструктуры с плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) "Академик Ломоносов" в городе Певек Чукотского автономного округа, сообщает пресс-служба ведомства.

"Изучив представленные материалы, эксперты Главгосэкспертизы России пришли к выводу, что проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям, а проектная документация - результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки. Также эксперты установили, что сметная стоимость проекта определена достоверно", - отмечается в сообщении.
1 #8 Admin
April 28 2018 22:54:18
28 апреля 2018 года единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» покинул территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге, где с 2009 года велось его сооружение, и направился к месту своего базирования - на Чукотку.

По словам заместителя руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрия Алексеенко, буксировку ПЭБ в город Певек (ЧАО) планируется осуществить в два этапа: из Санкт-Петербурга - в Мурманск, а затем - из Мурманска в Певек.

«На первом этапе ПЭБ без ядерного топлива на борту будет отбуксирован с территории Балтийского завода к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Далее, на втором этапе - ориентировочно летом 2019 года – он, с уже загруженным ядерным топливом и экипажем на борту, будет доставлен из Мурманска в морской порт Певека», - отметил Д. Алексеенко.

Как сообщил в свою очередь руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев, в последние месяцы интенсивность работ на заказе возросла многократно, что позволило Концерну «Росэнергоатом» (заказчик сооружения) твердо быть уверенным в том, что плавучий энергоблок будет готов в срок. «На сегодняшний день часть работ, предусмотренных контрактом с Балтийским судостроительным заводом, успешно завершена. На следующем этапе, который будет осуществляться на территории ФГУП «Атомфлот» в Мурманске, нам предстоит решить следующую важную задачу - это подготовка объекта для принятия на борт ядерного топлива», - отметил В. Трутнев.

По договору с Росэнергоатомом весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном плавучего энергоблока (ПЭБ) по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск - Певек окажет ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота». По расчетам специалистов, средняя скорость следования буксирного каравана по запланированному маршруту при благоприятных гидро-метеоусловиях, а также при отсутствии каких-либо объективных причин возможных задержек каравана по пути следования составит около 3,5-4,5 узла.

В самом Певеке, где расположится Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), всё это время также велись и ведутся в настоящее время строительные работы - сооружение мола-причала, комплекса зданий, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег.

После завершения буксировки ПЭБ «Академик Ломоносов» в Мурманск, на площадку «Росатомтомфлота», там запланировано проведение торжественной церемонии с участием представителей СМИ и общественности.

Осенью текущего года в Мурманске же состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск, а готовый к работе ПЭБ доставят по Северному морскому пути к месту работы, раскрепят у мола-причала, и подключат к береговой инфраструктуре в г. Певеке. После ввода в эксплуатацию, который запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели, и станет самой северной атомной станцией в мире.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения.


ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС, которая расположена в Чукотском автономном округе и на сегодняшний день вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок БлбАЭС запланирован к останову в 2019 году. Вся станция будет остановлена в 2021 г.
1 #9 Admin
April 29 2018 09:07:03
Буксировка плавучего энергоблока пройдет в два этапа. На первом этапе ПЭБ без ядерного топлива на борту отправился с территории Балтийского завода к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. На втором этапе с уже загруженным ядерным топливом и экипажем на борту он будет доставлен из Мурманска в Певек на место постоянного базирования.

По словам президента ОСК Алексея Рахманова, факт буксировки ПЭБ означает, что основные судостроительные работы завершены.

«Мы горды, что корпорация вошла в историю как строитель этого уникального объекта и благодарим заказчика за оказанное доверие. При строительстве ПЭБ корабелы приобрели новые компетенции и готовы взяться за следующие амбициозные задачи, которые перед нами ставит страна», - пояснил Рахманов.

В Мурманске специалистам Балтзавода предстоит подготовить объект для принятия на борт ядерного топлива и провести комплексные швартовые испытания энергоблока.

Загрузка ЯТ пройдет осенью текущего года в Мурманске. Тогда же состоится и его физический пуск. После этого ПЭБ по Северному морскому пути отправят в Певек. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2019 год.
1 #10 Admin
July 26 2018 23:20:20
Началась загрузка ядерного топлива
1 #11 Admin
September 21 2018 08:28:10
Первый реактор на плавучей АЭС "Академик Ломоносов", ныне находящейся в Мурманске, запустят в октябре. Об этом сообщает издание "Вечерний Мурманск".
3 #12 Alipapa
November 06 2018 16:41:18
Физический пуск реактора правого борта состоялся вечером в пятницу, 2 ноября. Реактор достиг минимально контролируемого уровня мощности. Испытание прошло успешно.
3 #13 Alipapa
November 19 2018 12:20:32
В Певеке завершилась разгрузка последнего судна со стройматериалами для строительства береговой инфраструктуры плавучей АЭС
Комментарии
Последние публикации
· Лаки Джет
· Электроника из США
· Работа вахтовым методом
· Оборудование для про...
· Летние шины
Последние обзоры:
· РМ-2696 ИНСТРУКЦИЯ ...
Последние комментарии
· Правительство отложи...
· В Певеке завершилась...
· Физический пуск реак...
· Вполне естественно с...
· Во многих счетчиках ...
· Чтобы узнать, во что...
· п. 1.1.39-1.1.40 соо...
· Обычно ни в одном пр...
· Не дорого ли обойдет...
· Можно привести много...
счетчик
Яндекс.Метрика
Последние загрузки
· Приложения к И 1.13-07