Современные торговые предприятия представляют собой довольно сложные объекты как с точки зрения электроснабжения, так и по сложности и многообразию применяемого электрооборудования. Дополнительную сложность создает то, что эксплуатировать это всё приходится в условиях большого количества неэлектротехнического персонала, поэтому "интерфейс" оборудования должен быть максимально дружественным, не сложнее бытового.
При проектировании торговых помещений в основном руководствуются ПУЭ гл. 7.1 "Электрооборудование жилых и общественных зданий". Но современные мегамаркеты и торговые центры включают в себя такое оборудование, как краны и лифты, эскалаторы и т.д., которые уже являются электросиловыми установками, и их устанавливают в соответствии с разделом 5. Дальше - больше. Зачастую в торговых центрах часть площадей занимают зрелищные и спортивные сооружения. Даже ледовой ареной с круглогодично действующим катком нынче особо не удивишь. Потребление электроэнергии становится настолько солидным, что практически все гипермаркеты и торгово-развлекательные центры имеют свои, довольно мощные, подстанции. А это уже 4-й раздел ПУЭ. К этому нужно добавить Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли СанПиН 2.3.5.021-94 и кучу СНИПов и ГОСТов. В итоге получается, что спроектировать и построить такой объект ничуть не проще какого-либо машиностроительного предприятия.
Проектируя производственные цеха, конструктор распределяет по нему станки и другое оборудование, которое будет стоять десятки лет на одном и том же месте. Это позволяет довольно точно рассчитать нагрузки, выбрать кабели и электрощитовое оборудование. С торговыми предприятиями такой подход не работает. Здесь постоянно что-то меняется. Автору приходилось непосредственно монтировать торговое оборудование в Алматы в большом культурно-развлекательном центре. В больших торговых центрах множество арендаторов, одни приходят, другие уходят, меняется ассортимент товаров, а следовательно, меняются витрины, оборудование. Появляются новые тенденции, дизайнерские новшества, оборудование часто перемещают.
Поэтому на таких объектах должно быть предусмотрено как можно больше розеток, распредкоробок, свободное место в щитках, должен быть запас по мощности у электропроводок и возможность легкой прокладки новых линий. Например, сейчас очень популярны витрины-островки. Они очень красивые и привлекательные, но обычно требуют подсветки. Да, современные светодиодные решения позволяют это сделать красиво и экономично, светодиодные лампы выделяют мало тепла, но питание им все равно требуется, и точка подключения должна быть где-то рядом. А если в витрине, к примеру, будет выставляться шоколад? Если в помещении тепло, то со временем он "поплывет", потеряет вид. Поэтому могут понадобиться холодильные устройства и т.д. А попробуйте их туда встроить.
Вывод таков, что монтаж торгового оборудования сильно отличается от классического электромонтажа и требует определенного опыта работы в данной специфике. Даже среди торговых предприятий требования к оборудованию сильно отличаются: сравните, например, магазин одежды и аптеку. Если вы хотите избежать больших проблем в процессе эксплуатации, обратитесь к монтажникам, имеющим опыт работ с торговым оборудованием. Они уже знают, какие хотелки у вас могут появиться через год-два, и заранее предусмотрят возможности их реализации, дадут гарантию на выполненные работы. |