Правила устройства электроустановок и связанные с ними документы. Новости энергетики.


13 December 2017
Проект Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике»
Проект Закона Республики Беларусь «Об электроэнергетике»

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об электроэнергетике

Принят Палатой представителей ______________ Одобрен Советом Республики ______________

Основными целями настоящего Закона являются обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь и надежности объединенной энергетической системы Республики Беларусь; государственное регулирование и совершенствование государственного управления в сфере электроэнергетики; определение субъектов электроэнергетики, выделение конкурентных и естественно монопольных видов деятельности; привлечение инвестиций, включая иностранных, в развитие электроэнергетики с учетом соблюдения баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, гармонизация законодательства Республики Беларусь в сфере электроэнергетики с учетом международных договоров.

 

Глава 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Закон регулирует отношения при осуществлении производства путем преобразования энергии из энергетических ресурсов любого происхождения, в том числе атомной энергии и возобновляемых источников энергии, в электрическую энергию с использованием генерирующих источников, ее передачи, распределения, продажи субъектами электроэнергетики потребителям электрической энергии, а также отношения по осуществлению государственного энергетического надзора.

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения по производству, передаче, распределению и продаже тепловой энергии (за исключением комбинированного производства электрической и тепловой энергии и осуществления государственного энергетического надзора за работой оборудования и сооружений, предназначенных для производства (преобразования), передачи, накопления и (или) потребления тепловой энергии).

 

 

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь в сфере электроэнергетики

 

Законодательство Республики Беларусь в сфере электроэнергетики основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь.

 

Статья 3. Основные термины и определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

(1) аварийный электроэнергетический режим – состояние объединенной энергетической системы Республики Беларусь, которое характеризуется параметрами, не соответствующими требованиям технических нормативных правовых актов и ведущими к угрозе повреждения и (или) повреждению оборудования, ограничению производства, передачи и (или) распределения электрической энергии, а также ее потребления;

(2) генерирующий источник – электростанция (ее часть) и (или) оборудование, используемое для производства электрической энергии (в том числе комбинированного производства электрической и тепловой энергии);

(3) государственный энергетический надзор – деятельность специально уполномоченного надзорного органа по обеспечению соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований надежности и безопасности энергоснабжения и энергопотребления, предусмотренных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами;

(4) децентрализованная торговля электрической энергией – способ торговли, при котором субъекты оптового электроэнергетического рынка свободны в выборе контрагентов при заключении договора купли-продажи электрической энергии;

(5) комбинированное производство электрической и тепловой энергии – режим работы генерирующего источника, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

(6) ликвидация объектов электроэнергетики - комплекс действий по демонтажу, сносу или перепрофилированию объектов электроэнергетики и приведению окружающей среды в состояние, безопасное для жизни и здоровья граждан и пригодное для дальнейшего использования;

(7) естественные монополии в электроэнергетике – сфера услуг по передаче электрической энергии, распределению электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению;

(8) межгосударственные электрические сети – межгосударственные линии электропередачи всех классов напряжения, являющиеся сооружениями, передаточными устройствами, проходящие по территориям двух государств. Межгосударственные электрические сети являются объектами, находящимися только в собственности государства, если иное не предусмотрено законодательными актами;

(9) надежность (бесперебойность) электроснабжения – характеристика энергетики, обеспечивающая бесперебойное получение электрической энергии потребителем электрической энергии в необходимом объеме и требуемого качества;

(10) надежность объединенной энергетической системы Республики Беларусь – способность энергетической системы осуществлять производство, передачу, распределение и продажу электрической энергии в едином технологическом процессе и возобновлять их после нарушений;

(11) объединенная энергетическая система Республики Беларусь – совокупность объектов электроэнергетики, непосредственно используемых в процессе производства и (или) передачи, и (или) распределения, и (или) продажи электрической энергии, связанных общностью режима при централизации оперативно-диспетчерского управления;

(12) объекты электроэнергетики – капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, передаточные устройства, оборудование, другое имущество, созданное (создаваемое) и непосредственно используемые в процессе производства и (или) передачи, и (или) распределения электрической энергии;

(13) оперативно-диспетчерское управление – вид услуги по осуществлению процесса непрерывного управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии, влияющих на работу объединенной энергетической системы Республики Беларусь, осуществляемый в соответствии с правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

(14) оператор оптового электроэнергетического рынка – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации купли-продажи электрической энергии на оптовом электроэнергетическом рынке и иные функции, определенные правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь. Оператор оптового электроэнергетического рынка может осуществлять функции оператора централизованных торгов, финансового оператора, оператора розничного электроэнергетического рынка;

(15) оператор розничного электроэнергетического рынка – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по координации функционирования розничного электроэнергетического рынка и иные функции, определенные правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь;

(16) оператор централизованных торгов – организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией на оптовом электроэнергетическом рынке, а также на электроэнергетических рынках межгосударственных объединений;

(17) просека − земельные участки, предоставленные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии из земель лесного фонда и земель под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) для строительства и эксплуатации электрических сетей, ширина которых определяется проектными решениями в соответствии с законодательством;

(18) передача электрической энергии – вид услуги по осуществлению процесса непрерывного управления технологическими режимами работы по передаче электрической энергии по системообразующим (передающим) и межгосударственным электрическим сетям;

(19) потребитель электрической энергии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, покупающее электрическую энергию на территории Республики Беларусь у производителя электрической энергии, энергоснабжающей организации или иного юридического лица для собственных нужд;

(20) производитель электрической энергии – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, если иное не предусмотрено актами законодательства, осуществляющее производство электрической энергии путем преобразования энергии из энергетических ресурсов любого происхождения в электрическую энергию с использованием генерирующих источников для ее последующей продажи;

(21) производство электрической энергии – деятельность, связанная с преобразованием энергии из энергетических ресурсов любого происхождения в электрическую энергию с использованием генерирующих источников;

(22) распределение электрической энергии – вид услуги по осуществлению процесса непрерывного управления технологическими режимами работы по распределению электрической энергии по распределительным электрическим сетям;

(23) распределительные электрические сети – линии электропередачи (напряжением 110 кВ и ниже), являющиеся сооружениями, передаточными устройствами, а также подстанции, распределительные устройства, к которым они присоединены, системы и средства управления указанными объектами, не входящие в системообразующие (передающие) электрические сети и межгосударственные электрические сети и принадлежащие на праве собственности или ином законном основании субъектам электроэнергетики, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предназначенные для распределения электрической энергии;

(24) регулирующий орган по вопросам противодействия монополистической деятельности – республиканский орган государственного управления, на который возложены функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, защиты прав потребителей;

(25) системообразующие (передающие) электрические сети – линии электропередачи (напряжением 110 кВ и выше), являющиеся сооружениями, передаточными устройствами, а также подстанции, распределительные устройства, к которым они присоединены, системы и средства управления указанными объектами. Системообразующие (передающие) электрические сети являются объектами находящимися, только в собственности государства;

(26) системно-сетевой оператор – государственное юридическое лицо, осуществляющее передачу электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление объединенной энергетической системой Республики Беларусь;

(27) субъекты электроэнергетики – юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства, осуществляющие коммерческую деятельность по производству, передаче, распределению, продаже электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, управлению и координации организаций в сфере электроэнергетики;

(28) сфера естественных монополий в электроэнергетике – сфера обращения услуг по передаче электрической энергии, распределению электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению;

(29) сфера электроэнергетики – сфера обращения товаров (услуг) по производству, передаче, распределению, продаже электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению;

(30) уполномоченный орган в сфере электроэнергетики – республиканский орган государственного управления, осуществляющий подготовку предложений и реализацию единой государственной политики в сфере электроэнергетики;

(31) технологическая консервация – временное (сезонное) прекращение эксплуатации объектов электроэнергетики (энергоустановок, оборудования), не отнесенных диспетчерскими графиками к холодному резерву, не находящихся в ремонте, в том числе на техническом диагностировании, на модернизации (в реконструкции), в отношении которых принят комплекс мер по обеспечению и сохранению их работоспособного состояния посредством консервации, осуществляемой по решению субъектов электроэнергетики в упрощенном порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере электроэнергетики;

(32) управляющая организация – организация, выполняющая функции оператора оптового и розничного электроэнергетических рынков, оператора централизованных торгов, финансового оператора и иные функции, определенные настоящим Законом;

(33) финансовый оператор – организация, оказывающая услуги по расчету обязательств и требований на оптовом электроэнергетическом рынке и проведению сверки и (или) зачету взаимных встречных требований в соответствии с нормативными правовыми актами и заключенными (заключаемыми) договорами;

(34) централизованная торговля – способ торговли, при котором управляющая организация является единственным покупателем электрической энергии у производителей электрической энергии на оптовом электроэнергетическом рынке или осуществляет функции оператора централизованных торгов в порядке, определенном правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и иными актами законодательства;

(35) централизованные торги электрической энергией - процесс, направленный на заключение субъектами оптового электроэнергетического рынка договоров купли-продажи электрической энергией в электронной системе торговли;

(36) холодный резерв – объекты электроэнергетики (энергоустановки, оборудование), находящиеся в эксплуатации и предназначенные для компенсации временного снижения производственных возможностей объединенной энергетической системы Республики Беларусь, время включения которых в работу, в том числе в ручном режиме не превышает время, необходимое для проведения мероприятий по его пуску и выходу на номинальную мощность, перечни которого утверждаются энергоснабжающими организациями, являющимися субъектами оптового электроэнергетического рынка, по согласованию с системно-сетевым оператором;

(37) электрические сети – воздушные и кабельные линии электропередачи всех классов напряжения (в том числе системообразующие (передающие) электрические сети, межгосударственные электрические сети, распределительные электрические сети), подстанции, к которым такие линии присоединены, системы и средства управления этими линиями электропередачи и подстанциями;

(38) электроустановка - совокупность зданий и сооружений, технологического оборудования и электрических сетей, которая используется для производства, преобразования, передачи, распределения либо потребления электрической энергии;

(39) электроэнергетика – часть топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь, включающая отношения, возникающие в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи, распределения, продажи электрической энергии с использованием объектов электроэнергетики, входящих в объединенную энергетическую систему Республики Беларусь, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании субъектам электроэнергетики или иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

(40) энергетическая безопасность – состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушения бесперебойности энергоснабжения;

(41) энергетическая эффективность (энергоэффективность) – характеристика, отражающая отношение полученного эффекта от использования топливно-энергетических ресурсов к затратам топливно-энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта;

(42) энергоустановка – совокупность зданий и сооружений, оборудования, электрических и тепловых сетей, предназначенных для производства, преобразования, передачи, накопления и (или) потребления электрической и тепловой энергии;

(43 ) энергоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в собственности или ином законном основании которой находятся распределительные электрические сети, осуществляющее распределение и (или) продажу электрической энергии потребителям электрической энергии на розничном электроэнергетическом рынке, а также покупку электрической энергии на оптовом и (или) розничном электроэнергетических рынках.

Глава 2.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 4. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики

1. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

2. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики основывается на следующих принципах:

обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь;

надежное, безопасное, экономически эффективное функционирование и инновационное развитие производства, передачи, распределения, продажи электрической энергии для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды;

использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию в конкурентных видах деятельности;

экономическая обоснованность цен (тарифов) на электрическую энергию и услуги, оказываемые на оптовом и розничном электроэнергетических рынках;

соблюдение баланса экономических интересов производителей электрической энергии и потребителей электрической энергии;

обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей Республики Беларусь;

рациональный выбор энергетического ресурса для производства электроэнергии;

рациональное расходование и учет топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии.

3. Основными методами государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики являются:

планирование и реализация государственной политики в сфере электроэнергетики;

осуществление регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется законодательством;

формирование инвестиционной политики субъектами электроэнергетики;

осуществление регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

техническое регулирование в сфере электроэнергетики, закрепляемых техническими нормативными правовыми актами;

осуществление государственного энергетического надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, требований нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, а также требований по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере электроэнергетики

Президент Республики Беларусь:

определяет единую государственную политику в сфере электроэнергетики, являющуюся частью социально-экономической политики Республики Беларусь;

осуществляет государственное регулирование в сфере электроэнергетики;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере электроэнергетики

Совет Министров Республики Беларусь в сфере электроэнергетики:

обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе посредством принятия стратегии развития электроэнергетики, государственных программ;

осуществляет контроль реализации стратегии развития электроэнергетики;

принимает нормативные правовые акты, в том числе:

правила оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь;

правила розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь;

правила присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям;

правила по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

правила охраны электрических сетей;

правила по устройству, эксплуатации энергоустановок;

правила техники безопасности при работе в энергоустановках;

правила по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода;

положение о создании, вводе, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов электроэнергетики;

положение о государственном энергетическом надзоре;

устанавливает цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в электроэнергетике в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами;

определяет порядок формирования цен (тарифов) на товары (услуги) в электроэнергетике, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством;

принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами.

 

Статья 7. Полномочия республиканских органов государственного управления в сфере электроэнергетики

 

1. Уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в пределах своей компетенции по вопросам в сфере электроэнергетики:

1.1. осуществляет подготовку предложений и реализацию единой государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе путем разработки и выполнения стратегии развития электроэнергетики, государственных программ в соответствии с законодательством, во взаимодействии с другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;

1.2. координирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;

1.3. запрашивает у субъектов электроэнергетики информацию, необходимую для разработки и реализации стратегии развития электроэнергетики;

1.4. осуществляет подготовку предложений по формированию подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики;

1.5. в соответствии с законодательством реализует права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности;

1.6. осуществляет международное сотрудничество в сфере электроэнергетики;

1.7. определяет перечень системообразующих (передающих) электрических сетей;

1.8. согласовывает прогнозный баланс электрической энергии объединенной энергетической системы Республики Беларусь;

1.9. разрабатывает и утверждает:

программы (планы) для реализации стратегии развития электроэнергетики, международных договоров в сфере электроэнергетики;

порядок создания, использования и нормативы запаса топлива электростанциями;

порядок ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии;

порядок формирования прогнозного баланса электрической энергии объединенной энергетической системы Республики Беларусь;

технические нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики;

1.10. осуществляет иные полномочия в соответствии настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. Регулирующий орган по вопросам противодействия монополистической деятельности в пределах своей компетенции осуществляет полномочия в сфере электроэнергетики по:

2.1. регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в соответствии законодательством;

2.2. установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, отпускаемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также подготовке предложений по установлению цен (тарифов) на товары (услуги) в сфере электроэнергетики, регулируемых Советом Министров Республики Беларусь;

2.3. защите прав потребителей в соответствии законодательством;

2.4. определению групп потребителей, по которым могут дифференцироваться цены (тарифы) на электрическую энергию, отпускаемую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, совместно с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики;

2.5. мониторингу функционирования субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики на оптовом и розничном электроэнергетических рынках;

2.6. иные полномочия в соответствии законодательством.

3. Другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, а также государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, в пределах своей компетенции осуществляют полномочия по согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики в части отдельных вопросов реализации единой государственной политики в сфере электроэнергетики в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в сфере электроэнергетики

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в сфере электроэнергетики:

выступают заказчиками разработки схемы электроснабжения областей, районов, городов и утверждают их по согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики;

принимают решение о размещении объектов электроэнергетики и осуществляют выдачу разрешительной документации на размещение объектов электроэнергетики на соответствующей территории в порядке, определенном положением о создании, вводе, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов электроэнергетики;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Государственный энергетический надзор

 

1. Государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики и государственной организацией в соответствии с Уставом, утверждаемым этим органом на основании положения о государственном энергетическом надзоре.

2. Система органов государственного энергетического надзора, организация их деятельности, способы и методы осуществления государственного энергетического надзора, обязанности и права определяются настоящим Законом, положением о государственном энергетическом надзоре и иными актами законодательства.

3. Руководство государственным энергетическим надзором осуществляется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики. Главный государственный инспектор Республики Беларусь по энергетическому и газовому надзору является должностным лицом уполномоченного органа в сфере электроэнергетики и содержится в пределах средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование уполномоченного органа в сфере электроэнергетики.

4. Государственная организация, создаваемая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, для осуществления государственного энергетического надзора, финансируется на основании сметы, утверждаемой уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, за счет целевых отчислений энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, осуществляющих покупку электрической энергии на оптовом электроэнергетическом рынке, и иных источников, не запрещенных законодательством.

5. Органы государственного энергетического надзора в соответствии с законодательством:

5.1. осуществляют:

государственный энергетический надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, предусматривающих требования к устройству, технической эксплуатации, технике безопасности при эксплуатации энергоустановок, а также требования по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения;

осмотр энергоустановок, изучение технической документации при выдаче заключения о возможности ввода в эксплуатацию энергоустановок;

5.2. проводят обследование энергоустановок, теплоисточников потребителей тепловой энергии при подготовке к работе в осенне-зимний период;

5.3. выполняют административные процедуры;

5.4. осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

5.5. рассматривают обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции;

5.6. осуществляют иные полномочия, предусмотренные положением о государственном энергетическом надзоре и иным законодательством.

6. Органы государственного энергетического надзора в соответствии с законодательством имеют право:

проводить проверки, мониторинги, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, осмотры и обследования энергоустановок;

доступа к энергоустановкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

требовать и получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, необходимые для осуществления государственного энергетического надзора документы и иную информацию;

составлять по результатам осуществления государственного энергетического надзора акты (справки), содержащие предложения и рекомендации об устранении выявленных нарушений актов законодательства, а также причин и условий, способствующих их совершению;

выдавать предписания об устранении нарушений, приостановлении (запрете) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, энергоустановок, а также по приостановлению потребления физическими лицами электрической энергии в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

осуществлять иные права, предусмотренные положением о государственном энергетическом надзоре и иным законодательством.

Глава 3.

ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 10. Особенности функционирования и развития объединенной энергетической системы Республики Беларусь

 

1. Особенности функционирования объединенной энергетической системы Республики Беларусь обусловлены необходимостью обеспечения:

постоянного и непрерывного баланса электрической энергии;

единства технологического управления совокупностью объектов электроэнергетики;

технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и резерва топлива для предупреждения и предотвращения аварийных электроэнергетических режимов.

2. Развитие объединенной энергетической системы Республики Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией развития электроэнергетики путем принятия и реализации программ (планов) и (или) с государственными программами с учетом прогнозных балансов электрической энергии, а также международных договоров в сфере электроэнергетики.

3. Финансирование мероприятий, связанных с развитием электроэнергетики, осуществляется за счет собственных средств организаций, средств бюджета и иных источников незапрещенных законодательством.

4. Субъекты электроэнергетики вправе временно выводить из эксплуатации объекты электроэнергетики посредством технологической консервации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

5. Вмешательство в оперативно-диспетчерское управление объединенной энергетической системой Республики Беларусь не допускается, если иное не установлено актами законодательства.

Статья 11. Объекты электроэнергетики

 

1. К объектам электроэнергетики относятся генерирующий источник, электроустановка, электрические сети.

2. Условия присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрической сети определяются правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

3. Вывод из эксплуатации, ликвидация объекта электроэнергетики осуществляется субъектом электроэнергетики в соответствии с положением о создании, вводе, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов электроэнергетики.

Глава 4.

СУБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 12. Создание субъектов электроэнергетики

1. В зависимости от осуществляемого вида экономической деятельности субъекты электроэнергетики создаются в любой организационной правовой форме и форме собственности, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и настоящим Законом.

2. К субъектам электроэнергетики относятся производитель электрической энергии, системно-сетевой оператор, энергоснабжающая организация, управляющая организация, которые выполняют следующие основные виды экономической деятельности в сфере электроэнергетики:

производитель электрической энергии - производство электрической энергии и ее продажу в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;

системно-сетевой оператор – оперативно-диспетчерское управление и передачу электрической энергии в соответствии со статьей 14 настоящего Закона;

энергоснабжающая организация – распределение электрической энергии и (или) ее продажу потребителям электрической энергии в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;

управляющая организация – управление и (или) координация государственных и негосударственных организаций в сфере электроэнергетики в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.

3. Субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования в области защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной и пожарной безопасности, охраны труда, жизни и здоровья граждан, окружающей среды;

 

Статья 13. Производитель электрической энергии

1. Производителем электрической энергии является юридическое лицо, если иное не предусмотрено законодательством, осуществляющее производство электрической энергии путем преобразования энергии из энергетических ресурсов любого происхождения в электрическую энергию с использованием генерирующих источников для ее последующей продажи.

Индивидуальный предприниматель может быть производителем электрической энергии при производстве с использованием установок по использованию возобновляемых источниках энергии для ее последующей продажи.

2. Создание генерирующего источника для производства и продажи электрической энергии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется на конкурсной основе в соответствии со стратегией развития электроэнергетики и положением о создании, вводе, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов электроэнергетики.

3. Юридическое лицо, в собственности или ином законном основании которого находится генерирующий источник, созданный исключительно в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности (для собственных нужд), не является производителем электрической энергии в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и не вправе осуществлять продажу электрической энергии на оптовом и (или) розничном электроэнергетических рынках.

4. Производитель электрической энергии имеет следующие основные права:

4.1. присоединять объекты электроэнергетики к электрическим сетям при наличии технической возможности в порядке, определенном правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям;

4.2. продавать произведенную электрическую энергию в соответствии с настоящим Законом, правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь или правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

5. Производитель электрической энергии в соответствии с законодательством обязан:

6.1. осуществлять эксплуатацию генерирующих источников;

6.2. осуществлять строительство (реконструкцию, модернизацию) генерирующих источников в соответствии с настоящим Законом, положением о создании, вводе, выводе из эксплуатации и ликвидации объектов электроэнергетики и иным законодательством;

6.3. обеспечивать в соответствии с техническими нормативными правовыми актами качество вырабатываемой электрической энергии;

6.4. заключать договоры на продажу электрической энергии в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь или правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь;

6.5. обеспечивать доступ органов государственного энергетического надзора к объектам электроэнергетики при осуществлении государственного энергетического надзора за деятельностью производителей электрической энергии в порядке, установленном законодательством;

6.6. соблюдать положения законодательства, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, и заключенных договоров с субъектами оптового или розничного электроэнергетических рынков в соответствии с правилами оптового электроэнергетического Республики Беларусь или правилами розничного электроэнергетического Республики Беларусь;

6.7. выполнять команды системно-сетевого оператора или энергоснабжающих организаций в соответствии с правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

7. Продажа электрической энергии производителем электрической энергии осуществляется на возмездной договорной основе в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь или правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

8. Производитель электрической энергии за нарушение законодательства, в том числе за производство электрической энергии ненадлежащего качества, неисполнение команд системно-сетевого оператора в соответствии с правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 14. Системно-сетевой оператор

1. Системно-сетевой оператор является субъектом естественных монополий по передаче электрической энергии по системообразующим (передающим) электрическим сетям и межгосударственным электрическим сетям, осуществляющее передачу электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в сфере электроэнергетики .

2. Системно-сетевой оператор не вправе осуществлять продажу и (или) покупку электрической энергии, за исключением покупки электрической энергии для компенсации технологического расхода электрической энергии на ее передачу в системообразующих (передающих) электрических сетях и межгосударственных электрических сетях, а также продажи и (или) покупки электрической энергии в целях технологического обеспечения параллельной работы объединенной энергетической системы Республики Беларусь и других государств.

Продажа и (или) покупка электрической энергии системно-сетевым оператором осуществляется в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

3. Системно-сетевой оператор в соответствии с законодательством вправе:

3.1. отдавать производителям электрической энергии, энергоснабжающим организациям и потребителям электрической энергии обязательные для исполнения команды в соответствии с правилами по оперативно-диспетчерском управлению в электроэнергетике и контролировать их выполнение в целях обеспечения энергетической безопасности и надежности объединенной энергетической системы Республики Беларусь, качества электрической энергии;

3.3. ограничивать или приостанавливать передачу электрической энергии по системообразующим (передающим) электрическим сетям и (или) межгосударственным электрическим сетям без компенсации убытков в случаях:

предотвращения возникновения и развития аварий, их ликвидации и исключение отключения других потребителей электрической энергии;

самовольного (бездоговорного), безучетного потребления электрической энергии потребителями электрической энергии;

нарушения работы объектов электроэнергетики или ликвидации последствий таких нарушений;

неисполнения команд в соответствии с правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

3.4. ограничивать или приостанавливать производство электрической энергии производителем электрической энергии, энергоснабжающей организацией с целью соблюдения баланса электрической энергии объединенной энергетической системы Республики Беларусь или при возникновении аварийных электроэнергетических режимов.

4. Системно-сетевой оператор в соответствии с законодательством обязан:

4.1. осуществлять:

передачу электрической энергии;

присоединение объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к системообразующим (передающим) электрическим сетям и межгосударственным электрическим сетям при наличии технической возможности и соблюдении правил присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям;

оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергоустановок потребителей электрической энергии, влияющих на работу объединенной энергетической системы Республики Беларусь, в соответствии с правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

4.2. обеспечивать:

непрерывный баланс электрической энергии объединенной энергетической системы Республики Беларусь;

параллельную работу с энергетическими системами других государств и взаимодействие с системными и системно-сетевыми операторами этих государств;

строительство и эксплуатацию системообразующих (передающих) электрических сетей и межгосударственных электрических сетей;

доступ органов государственного энергетического надзора к объектам электроэнергетики при осуществлении государственного энергетического надзора за деятельностью системно-сетевого оператора;

4.3. соблюдать положения законодательства, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, и заключенных договоров с субъектами оптового электроэнергетического рынка в соответствии с правилами оптового электроэнергетического Республики Беларусь, правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

5. Передача электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление системно-сетевого оператора и присоединение объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к системообразующим (передающим) электрическим сетям и межгосударственным электрическим сетям осуществляется на возмездной основе в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь, правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

6. Нарушение законодательства в сфере электроэнергетики системно-сетевым оператором влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 15. Энергоснабжающая организация

1. Энергоснабжающая организация является субъектом естественных монополий по распределению электрической энергии.

Критерии отнесения энергоснабжающих организаций к субъектам естественных монополий определяются правилами розничного электроэнергетического рынка.

Распределение электрической энергии является основным видом деятельности энергоснабжающей организации.

Продажа и (или) покупка электрической энергии энергоснабжающей организацией осуществляется в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и (или) правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

2. Энергоснабжающая организация выполняет функции оператора розничного электроэнергетического рынка по решению управляющей организации.

3. Энергоснабжающая организация, имеющая на момент вступления в силу настоящего Закона генерирующий источник, может осуществлять производство электрической энергии без образования юридического лица по производству электрической энергии. Такая энергоснабжающая организация осуществляет эксплуатацию и реконструкцию генерирующего источника, обладает правами, обязанностями производителя электрической энергии и несет ответственность за производство электрической энергии в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

4. Юридическое лицо, в собственности или ином законном основании которого находится распределительная электрическая сеть (сети), и осуществляющее пользование указанной сетью (сетями) для распределения электрической энергии для собственных нужд, не является энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

При подключении в установленном законодательством порядке юридическим лицом, указанным в части первой настоящего пункта, потребителя электрической энергии к своей распределительной электрической сети (сетям) оно является энергоснабжающей организацией с соответствующими правами, обязанностями и ответственностью.

Юридическое лицо, указанное в части второй настоящего пункта, электрические сети которой присоединены к электрической сети энергоснабжающей организации, обязано взаимодействовать с энергоснабжающей организацией.

5. Энергоснабжающая организация оказывает услуги по присоединению объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к распределительной электрической сети.

При этом энергоснабжающая организация, имеющая электрические сети, при наличии технической возможности обязана присоединять объекты электроэнергетики и электроустановки потребителей электрической энергии к распределительной электрической сети (сетям) в соответствии с законодательством.

6. Энергоснабжающая организация в соответствии с законодательством вправе:

6.1. отключать объекты электроэнергетики и электроустановки потребителей электрической энергии от распределительных электрических сетей в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами по оперативно-диспетчерскому управлению;

6.2. иметь доступ к электроустановкам потребителя электрической энергии в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка;

6.3. осуществлять в установленном порядке строительство (реконструкцию, модернизацию) распределительных электрических сетей;

6.4. осуществлять управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии, влияющих на работу объединенной энергетической системы Республики Беларусь. Наделение энергоснабжающих организаций такими правами определяется правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и правилами розничного электроэнергетического рынка;

6.5. ограничивать или приостанавливать распределение электрической энергии по распределительным электрическим сетям без компенсации убытков потребителям электрической энергии в случаях:

предотвращения возникновения и развития аварий, их ликвидации и исключение отключения других потребителей электрической энергии;

самовольного (бездоговорного), безучетного потребления электрической энергии потребителями электрической энергии;

необеспечения потребителем электрической энергии беспрепятственного доступа представителей энергоснабжающей организации к электроустановкам;

нарушений в работе объектов электроэнергетики или во время ликвидации последствий таких нарушений;

несоблюдения потребителем электрической энергии условий договора, заключенного в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

7. Энергоснабжающая организация в соответствии с законодательством обязана:

7.1. осуществлять продажу произведенной и (или) приобретенной электрической энергии на оптовом и (или) розничном электроэнергетических рынках потребителям электрической энергии на розничном электроэнергетическом рынке;

7.2. обеспечивать доступ органов государственного энергетического надзора к объектам электроэнергетики при осуществлении государственного энергетического надзора за деятельностью энергоснабжающих организаций;

7.3. осуществлять эксплуатацию распределительных электрических сетей;

7.4. соблюдать положения законодательства, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики, и заключенных договоров с субъектами оптового и (или) розничного электроэнергетических рынков в соответствии с правилами оптового электроэнергетического Республики Беларусь, правилами розничного электроэнергетического Республики Беларусь, правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическимй сетям.

8. Распределение электрической энергии и (или) продажа электрической энергии энергоснабжающей организацией осуществляется на возмездной договорной основе в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям.

9. Энергоснабжающая организация за нарушение законодательства, в том числе правил оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь, правил розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правил по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 16. Управляющая организация

1. Управляющая организация является юридическим лицом в форме государственного производственного объединения электроэнергетики, образованного уполномоченным органом в сфере электроэнергетики либо преобразованного указанным лицом в управляющую организацию энергетического холдинга.

Вхождение субъектов электроэнергетики в состав управляющей организации определяется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

2. Управляющая организация выполняет функции оператора оптового электроэнергетического рынка, оператора розничного электроэнергетического рынка, оператора централизованных торгов, финансового оператора в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством.

3. Управляющая организация в соответствии с законодательством вправе:

3.1. осуществлять:

покупку электрической энергии у производителей электрической энергии, являющихся субъектами оптового электроэнергетического рынка, и юридических лиц других государств (импорт электрической энергии);

продажу электрической энергии субъектам оптового электроэнергетического рынка и юридическим лицам других государств (экспорт электрической энергии);

оказание системно-сетевому оператору, производителям электрической энергии, энергоснабжающим организациям, являющимся субъектами оптового электроэнергетического рынка, управленческих и консультационных услуг, предусматривающих, в том числе организацию надежного, безопасного, экономически эффективного функционирования и инновационного развития электроэнергетики;

3.2. получать от субъектов электроэнергетики информацию, необходимую для организации надежного, безопасного, экономически эффективного функционирования и инновационного развития электроэнергетики и необходимую для координации работы розничного электроэнергетического рынка;

3.3. взаимодействовать с субъектами оптового и розничного электроэнергетических рынков в целях прогнозирования и планирования объема производства и потребления электрической энергии;

3.3. обеспечивать осуществление межгосударственной передачи (транзита) электрической энергии.

4. Управляющая организация в соответствии с законодательством обязана организовывать непрерывный процесс производства, передачи, распределения и продажи электрической энергии для надежного, безопасного, экономически эффективного функционирования объединенной энергетической системы Республики Беларусь, в том числе:

организовывать работу оптового электроэнергетического рынка, включая централизованные торги электрической энергией;

проводить отбор ценовых предложений производителей электрической энергии на оптовом электроэнергетическом рынке с учетом особенностей, указанных в пункте 6 статьи 18 настоящего Закона;

формировать прогнозный баланс электрической энергии;

вести учет субъектов электроэнергетики по заявительному принципу. Порядок ведения учета субъектов электроэнергетики определяются правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь;

осуществлять анализ функционирования оптового электроэнергетического рынка;

координировать работу розничного электроэнергетического рынка на основании нормативных правовых актов и заключенных (заключаемых) договоров;

выполнять иные функции в соответствии с законодательством.

5. Деятельность управляющей организации осуществляется на возмездной договорной основе в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь, в том числе по:

оказанию услуги по организации работы оптового электроэнергетического рынка и координации работы розничного электроэнергетического рынка;

расчету обязательств и требований на оптовом электроэнергетическом рынке и проведению сверки и (или) зачету взаимных встречных требований в соответствии с нормативными правовыми актами и заключенными (заключаемыми) договорами;

покупке и продаже электрической энергии.

6. Управляющая организация за нарушение законодательства, в том числе правил оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь, правил розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правил по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Глава 5.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Статья 17. Основа функционирования электроэнергетического рынка Республики Беларусь

1. Основой функционирования электроэнергетического рынка Республики Беларусь являются экономические отношения по купле-продаже электрической энергии и оказанию услуг в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и заключенными (заключаемыми) договорами между субъектами электроэнергетики, а также субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

2. Электроэнергетический рынок Республики Беларусь включает оптовый электроэнергетический рынок и розничный электроэнергетический рынок.

3. Электрическая энергия на оптовом и розничном электроэнергетических рынках является товаром.

4. Основными принципами и требованиями функционирования электроэнергетического рынка являются:

образование субъектов электроэнергетики;

недискриминационный доступ на электроэнергетический рынок Республики Беларусь субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в соответствии с критериями, установленными правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и розничного электроэнергетических рынков Республики Беларусь;

взаимодействие субъектов оптового и розничного электроэнергетических рынков с соблюдением договорных обязательств, в том числе финансовых;

обеспечение надежного электроснабжения;

применения регулируемых и нерегулируемых цен на электрическую энергию в соответствии со статьей 21 настоящего Закона и иными актами законодательства;

регулирования тарифов на услуги естественных монополий в сфере электроэнергетики;

учет электрической энергии.

 

Статья 18. Оптовый электроэнергетический рынок

1. Оптовый электроэнергетический рынок формируется и функционирует в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

2. Субъектами оптового электроэнергетического рынка являются производители электрической энергии, системно-сетевой оператор, энергоснабжающие организации, управляющая организация, потребители электрической энергии, критерии и порядок выхода на оптовый электроэнергетический рынок которых определяется правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

3. Потребители электрической энергии (за исключением объединений юридических лиц, в состав которых входят потребители электрической энергии), соответствующие критериям, определенным правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь, могут покупать электрическую энергию на оптовом электроэнергетическом рынке.

4. Купля-продажа электрической энергии между субъектами электроэнергетики, между субъектом электроэнергетики и потребителем электрической энергии оформляется договором купли-продажи.

5. Субъекты оптового электроэнергетического рынка осуществляют куплю-продажу электрической энергии на оптовом электроэнергетическом рынке в соответствии с правилами оптового электроэнергетического рынка.

На оптовом электроэнергетическом рынке применяются способы централизованной и (или) децентрализованной торговли электрической энергией.

6. Договоры купли-продажи электрической энергии, заключенные при децентрализованной торговле подлежат регистрации управляющей организацией в порядке, установленном правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

7. Особенностью функционирования оптового электроэнергетического рынка является необходимость первоочередной покупки субъектами оптового электроэнергетического рынка электрической энергии, произведенной с использованием атомной энергии, электрической энергии, выработанной в режиме комбинированного производства электрической и тепловой энергии при осуществлении централизованного теплоснабжения, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии.

Статья 19. Розничный электроэнергетический рынок

1. Розничный электроэнергетический рынок формируется и функционирует в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь и правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

2. Субъектами розничного электроэнергетического рынка являются производители электрической энергии, энергоснабжающие организации, управляющая организация, потребители электрической энергии, критерии и порядок участия которых на розничном электроэнергетическом рынке определяются правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

3. Купля-продажа электрической энергии на розничном электроэнергетическом рынке осуществляется по договорам электроснабжения и договорам купли-продажи в соответствии с правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

4. Снабжение потребителей электрической энергии, не являющиеся субъектами розничного электроэнергетического рынка, осуществляется энергоснабжающими организациями.

5. Особенностями функционирования розничного электроэнергетического рынка является необходимость первоочередной продажи энергоснабжающими организациями электрической энергии, выработанной в режиме комбинированного производства электрической и тепловой энергии при осуществлении централизованного теплоснабжения, электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии.

Потребители электрической энергии обязаны приобрести электрическую энергию, указанную в части первой настоящего пункта, у энергоснабжающих организаций в соответствии с договором электроснабжения, недостающая электрическая энергия может приобретаться у производителей электрической энергии.

Статья 20. Потребители электрической энергии

 

1. Потребители электрической энергии вправе приобретать электрическую энергию в соответствии с настоящим Законом и правилами оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь, правилами розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь.

2. Потребитель электрической энергии в соответствии с законодательством обязан:

2.1. присоединять электроустановку к электрическим сетям на основании договора, заключенного (заключаемого) в соответствии с правилами присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям;

2.2. соблюдать режим электропотребления;

2.3. производить оплату за электрическую энергию;

2.4. обеспечивать поддержание надлежащего технического состояния электроустановок в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

2.5. обеспечивать беспрепятственный доступ органов государственного энергетического надзора, энергоснабжающих организаций, системно-сетевого оператора к энергоустановкам и (или) электроустановкам;

2.6. выполнять обязательные для исполнения команды системно-сетевого оператора, энергоснабжающих организаций в соответствии с правилами по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

3. К отдельным потребителям для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера применяется особый режим отключения и (или) ограничения потребления в соответствии с актами законодательства.

4. Потребитель электрической энергии за нарушение законодательства, в том числе за:

несвоевременную и не в полном объеме оплату электрической энергии;

необеспечение беспрепятственного доступа органов государственного энергетического надзора, энергоснабжающих организаций, системно-сетевого оператора к энергоустановкам и (или) электроустановкам;

невыполнение обязательных для исполнения команд системно-сетевого оператора, энергоснабжающих организаций, несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Глава 6.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 21. Основные положения регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в сфере электроэнергетики

1. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в сфере электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном законодательными актами и настоящим Законом.

2. При государственном регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в сфере электроэнергетики должно соблюдаться следующее:

2.1. установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам электроэнергетики, осуществляющим регулируемые виды экономической деятельности в сфере электроэнергетики, возмещение связанных с данными видами деятельности экономически обоснованных затрат, налогов и неналоговых платежей и получение необходимой прибыли, включающей в том числе инвестиционную составляющую для финансирования инвестиционной программы;

2.2. сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в сфере электроэнергетики;

2.3. обеспечение открытости для потребителей электрической энергии информации по регулированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в сфере электроэнергетики.

3. Государственному регулированию в сфере электроэнергетики подлежат:

3.1. Советом Министров Республики Беларусь – цены на электрическую энергию, продаваемую физическим лицам;

3.2. регулирующим органом по вопросам противодействия монополистической деятельности:

цены на электрическую энергию, производимую в режиме комбинированного производства электрической и тепловой энергии, при ее продаже на оптовом электроэнергетическом рынке;

цены на электрическую энергию, продаваемую энергоснабжающими организациями потребителям на розничном электроэнергетическом рынке (за исключением указанных в подпункте 3.1 настоящего пункта);

тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, распределению электрическо

Постскриптум
Комментарии
/
avselectro
Последние обзоры:
· РМ-2696 ИНСТРУКЦИЯ ...
Последние комментарии
· Создана "неубиваемая...
· Рынок систем хранени...
· Итак, почитаем, как ...
· А вот какое мнение в...
· Турбины стоимостью п...
· Аппараты для массажа...
· ...При сравнении пол...
· К концу года мощност...
· На плавучем энергобл...
· Губернатор Севастопо...
счетчик
Яндекс.Метрика
Последние загрузки
· Приложения к И 1.13-07