Когда мы слышим это слово - первое, что приходит на ум - это длинные железные пруты характерного профиля, служащие для усиления бетонных конструкций. Следом вспоминаем такие же пруты, но из стекловолокна. За ними всяческие сетки и решетки из тех же материалов. Дальше мысленный взор перемещается на трубопроводную запорную арматуру: краны, вентили. задвижки, клапаны...
Вообще, по определению, арматурой называются любые вспомогательные детали, необходимые для обеспечения нормальной работы основного оборудования. Очень расплывчато, согласитесь. Если ему следовать строго, то арматурой можно назвать все что угодно: кнопку выключателя, пуговицу на пальто, каблук на ботинке и даже майонез в салате. Поэтому давайте не будем обращать внимания на это глупое определение.
Трубопроводная арматура - это краны, вентили. задвижки, клапаны, фильтры и т.д. В каждом доме, каждой квартире есть водопроводные краны. С обеих сторон от каждого радиатора отопления тоже стоят краны. Перед счетчиком воды стоит фильтр грубой очистки, после него обратный клапан - все это относится к запорной (или сантехнической) арматуре.
На магистральных водопроводах и теплосетях роль кранов выполняют задвижки - более массивные устройства, закрывать и открывать которые приходится двумя руками или с помощью электрического привода. По назначению арматура делится на запорную (вентили, краны, задвижки), регулирующую (регуляторы давления и регулирующие клапаны), предохранительную (предохранительные и обратные клапаны), распределительно-смесительную (опять же краны - банные, поворотные, смесительные, пожарные, лабораторные, поливочные и т.д.).
Особое место занимает газотехническая запорная арматура. Если водяная арматура делается из цветных металлов, нержавеющей стали и даже пластика, то для газовой часто применяются чугуны и стали. Особенностью являются повышенные требования к герметичности, т.к. утечки газа могут привести к тяжелым последствиям. Конструктивно же газовые краны, задвижки, клапаны мало чем отличаются от водяных.
Для включения устройства в цепочку автоматизации, нужен привод и хотя бы один датчик. Первый позволяет дистанционно воздействовать на арматуру, а второй - оценить результат этого воздействия.
Привод бывает электрический, гидравлический и пневматический. Но в любом случае управление им осуществляется с помощью электрических сигналов. За исключением простейших случаев, которые мы рассматривать не будем. Электрический привод универсален, строится на основе электромагнита или электродвигателя с редуктором или без него. Для отключения привода при достижении крайних положений применяют концевые выключатели.
Обычно автоматизацию проводят комплексно, в рамках единой системы: газопровод, котельная, сборочный конвейер, молокозавод и т.д. |