ПТЭЭС п.5.2.1-5.2.16
5.2.1
. При эксплуатации электродвигателей,
их пускорегулирующих устройств и защит должна быть обеспечена их
надежная работа при пуске и в рабочих режимах.
5.2.2
. На шинах собственных нужд
электростанции напряжение должно поддерживаться в пределах 100-105%
номинального. При необходимости допускается работа электродвигателей при
напряжении 90-110% номинального с сохранением их номинальной мощности.
При изменении частоты питающей сети в
пределах +-2,5% номинального значения допускается работа
электродвигателей с номинальной мощностью.
Номинальная мощность электродвигателей
должна сохраняться при одновременном отклонении напряжения до +-10% и
частоты до 2,5% номинальных значений при условии, что при работе с
повышенным напряжением и пониженной частотой или с пониженным
напряжением и повышенной частотой сумма абсолютных значений отклонений
напряжения и частоты не превышает 10%.
5.2.3
. На электродвигатели и приводимые ими
механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление
вращения. На электродвигателях, их пусковых устройствах и шкафах
регулируемого электропривода должны быть надписи с наименованием
агрегата, к которому они относятся.
5.2.4
. Продуваемые электродвигатели,
устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной
влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого
охлаждающего воздуха. Количество воздуха, продуваемого через
электродвигатель, а также его параметры (температура, содержание
примесей и т.п.) должны соответствовать положениям заводских инструкций.
Плотность тракта охлаждения (воздуховодов,
узлов присоединения кожухов воздуховодов к корпусу электродвигателя,
заслонок) должна проверяться не реже 1 раза в год.
Индивидуальные электродвигатели внешних
вентиляторов охлаждения должны автоматически включаться и отключаться
при включении и отключении основных электродвигателей.
5.2.5
. Электродвигатели с водяным
охлаждением обмотки ротора и активной стали статора, а также со
встроенными водяными воздухоохладителями должны быть оборудованы
устройствами, сигнализирующими о появлении воды в корпусе. Эксплуатация
оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения, качество
конденсата и воды должны соответствовать положениям заводских
инструкций.
5.2.6
. На электродвигателях, имеющих
принудительную смазку подшипников, должна быть установлена защита,
действующая на сигнал и отключение электродвигателя при повышении
температуры вкладышей подшипников или прекращении поступления смазки.
5.2.7
. При перерыве в электропитании
электродвигателей (включая электродвигатели с регулируемой частотой
вращения) ответственного тепломеханического оборудования должен быть
обеспечен их групповой самозапуск при повторной подаче напряжения от
рабочего или резервного источника питания с сохранением устойчивости
технологического режима основного оборудования.
Время перерыва питания, определяемое
выдержками времени технологических и резервных электрических защит,
должно быть не более 2,5 с.
Перечень ответственных механизмов должен быть утвержден техническим руководителем электростанции.
5.2.8
. Электродвигатели с короткозамкнутыми
роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из
горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большего
количества пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения
электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией
для данного типа электродвигателя.
Повторные включения электродвигателей в
случае отключения их основными защитами разрешаются после обследования и
проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.
Для двигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, повторное включение разрешается после внешнего осмотра двигателя.
Повторное включение двигателей в случаях действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается.
Особенности пуска и других режимов работы
двухскоростных электродвигателей и двигателей с регулируемой частотой
вращения должны указываться в местных инструкциях, составленных с учетом
типовой и заводских инструкций по эксплуатации электродвигателей и
регулируемых электроприводов.
5.2.9
. Электродвигатели, длительно
находящиеся в резерве, и автоматические устройства включения резерва
должны осматриваться и опробоваться вместе с механизмами по
утвержденному техническим руководителем графику. При этом у
электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны
проверяться сопротивление изоляции обмотки статора и коэффициент
абсорбции.
5.2.10
. Вертикальная и поперечная
составляющие вибрации (среднее квадратическое значение виброскорости или
удвоенная амплитуда колебаний), измеренные на подшипниках
электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать
значений, указанных в заводских инструкциях.
При отсутствии таких указаний в технической
документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с
механизмами, не должна быть выше следующих значений:
Синхронная частота вращения, об./мин. 3000 1500 1000 750 и менее
Удвоенная амплитуда колебаний 30 60 80 95
подшипников, мкм
Для электродвигателей, сочлененных с
углеразмольными механизмами, дымососами и другими механизмами,
вращающиеся части которых подвержены быстрому износу, а также для
электродвигателей, сроки эксплуатации которых превышают 15 лет,
допускается работа агрегатов с повышенной вибрацией подшипников
электродвигателей в течение времени, необходимого для устранения причины
повышения вибрации.
Нормы вибрации для этих условий не должны быть выше следующих значений:
Синхронная частота вращения, об./мин. 3000 1500 1000 750 и менее
Удвоенная амплитуда колебаний 50 100 130 160
подшипников, мкм
Периодичность измерений вибрации
ответственных механизмов должна быть установлена по графику,
утвержденному техническим руководителем электростанции.
5.2.11
. Надзор за нагрузкой
электродвигателей, щеточным аппаратом, вибрацией, температурой элементов
и охлаждающих сред электродвигателя (обмотки и сердечника статора,
воздуха, подшипников и т.д.), уход за подшипниками (поддержание
требуемого уровня масла) и устройствами подвода охлаждающего воздуха,
воды к воздухоохладителям и обмоткам, а также операции по пуску,
контролю и изменению частоты вращения и останову электродвигателя должен
осуществлять дежурный персонал цеха, обслуживающего механизм.
В случаях когда через камеры охладителей
проходят токоведущие части, надзор и обслуживание схемы охлаждения в
пределах этих камер должен осуществлять персонал электроцеха.
5.2.12
. Электродвигатели должны быть
немедленно отключены от сети при несчастных случаях с людьми, появлении
дыма или огня из корпуса электродвигателя, его пусковых и возбудительных
устройств, шкафов регулируемого электропривода, поломке приводимого
механизма.
Электродвигатель должен быть остановлен после пуска резервного (если он имеется) в случаях:
появления запаха горелой изоляции;
резкого увеличения вибрации электродвигателя или механизма;
недопустимого возрастания температуры подшипников;
перегрузки выше допустимых значений;
угрозы повреждения электродвигателей (заливание водой, запаривание, ненормальный шум и др.).
5.2.13
. Для электродвигателей переменного
тока мощностью свыше 100 кВт в случае необходимости контроля
технологического процесса, а также для электродвигателей механизмов,
подверженных технологическим перегрузкам, должен быть обеспечен контроль
тока статора.
На электродвигателях постоянного тока для
привода питателей топлива, аварийных масляных насосов турбин и
уплотнений вала независимо от их мощности должен контролироваться ток
якоря.
5.2.14
. Профилактические испытания и ремонт
электродвигателей, их съем и установку при ремонте, ремонт
воздухоохладителей, встроенных в статор, узлов водоподвода к обмотке и
другим охлаждаемым дистиллятом частям машины (после входных фланцевых
соединений), щеточно-контактных аппаратов и пускорегулирующих устройств
должен производить персонал электроцеха, за исключением
электродвигателей задвижек, обслуживаемых цехом тепловой автоматики и
измерений.
5.2.15
. Центровку и балансировку агрегата;
снятие, ремонт и установку соединительных муфт (полумуфт
электродвигателя и механизма) и выносных подшипников (включая
подшипники, установленные на наружной части торцевых щитов, а также в
грузонесущих крестовинах двигателей вертикального исполнения); ремонт
вкладышей выносных подшипников скольжения электродвигателей, фундаментов
и рамы, маслосистемы (при принудительной смазке подшипников), устройств
подвода воздуха, а также воды к воздухоохладителям, обмоткам и другим
элементам электродвигателя, охладителей, не встроенных в статор
электродвигателей, должен производить персонал цеха, обслуживающего
приводимый механизм, или персонал организации, производящей ремонт
оборудования на данной электростанции.
Возможное отступление от вышеуказанного
распределения функций по ремонту отдельных узлов и систем
электродвигателей с учетом местных условий должно быть закреплено
распоряжением технического руководителя электростанции.
5.2.16
. Профилактические испытания и
измерения на электродвигателях должны быть организованы в соответствии с
действующими объемом и нормами испытаний электрооборудования.
|