Наименование испытания
|
Вид испытания
|
Нормы испытания |
Указания |
23.1. Измерение сопротивления изоляции:
|
К, Т |
У электродвигателей мощностью более 5 МВт измерения производятся в соответствии с установленными нормами и инструкциями заводов-изготовителей
|
Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром на напряжение: 500 В - у электродвигателей напряжением до 500 В 1000 В - у электродвигателей напряжением до 1000В 2500 В - у электродвигателей напряжением выше 1000 В
|
1) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение выше 1000 В или мощностью от 1 МВт до 5 МВт |
|
Сопротивление изоляции должно быть не ниже значений, приведенных в табл.28 (Приложение 3.1) |
|
2) обмоток статора, у электродвигателей на напряжение до 1000 В |
К, Т |
Сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 1 МОм при температуре 10-30°С, а при температуре 60°С - 0,5 МОм |
Значения сопротивлений относятся ко всем видам изоляции |
3) коэффициент абсорбции (отношение R60/R15) обмоток статора электродвигателей напряжением выше 1000 В |
К, Т |
Значение R60/R15 должно быть не ниже 1,3 у электродвигателей с термореактивной изоляцией и не ниже 1,2 у электродвигателей с микалентной компаундированной изоляцией |
Производится мегаомметром на напряжение 2500 В для электродвигателей мощностью от 1 до 5 МВт, а также меньшей мощности для электродвигателей наружной установки с микалентной компаундированной изоляцией |
4) обмоток ротора |
К, Т |
Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм |
Производится у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором напряжением 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт мегаомметром на напряжение 1000 В (допускается 500 В)
|
5) термоиндикаторов с соединительными проводами |
К |
Не нормируется |
Производится мегаомметром на напряжение 250 В |
6) подшипников |
К |
Не нормируется |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, подшипники которых имеют изоляцию относительно корпуса, производятся относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах мегаомметром на напряжение 1000 В при ремонтах с выемкой ротора |
23.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей перед включением |
К |
Электродвигатели включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже значений, приведенных в п.23.1. |
|
23.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты |
К |
Значение испытательного напряжения принимается по табл.29 (Приложение 3.1) |
По решению технического руководителя Потребителя испытание электродвигателей напряжением до 1000 В может не производиться |
23.4. Измерение сопротивления постоянному току: |
К |
|
|
1) обмоток статора и ротора; |
|
Измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, приведенные к одинаковой температуре, не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на ±2% |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, сопротивление обмотки ротора измеряется у синхронных двигателей и электродвигателей с фазным ротором |
2) реостатов и пускорегулировочных резисторов |
|
Сопротивление не должно отличаться от исходных значений более чем на ±10% |
У электродвигателей напряжение 3 кВ и выше производится на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек |
23.5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора |
К |
У электродвигателей мощностью 1000 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками скольжения размеры воздушных зазоров в точках, расположенных по окружности ротора и сдвинутых относительно друг друга на угол 90°, или в точках, специально предусмотренных при изготовленииэлектродвигателя, не должны отличаться более чем на 10% от среднего размера |
Производится, если позволяет конструкция электродвигателя |
23.6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения |
К |
Увеличение зазоров в подшипниках скольжения сверх значений, приведенных в табл.30 (Приложение 3.1), указывает на необходимость перезаливки вкладыша |
- |
23.7. Проверка электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом |
К |
Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10% от значения, указанного в каталоге или в инструкции завода изготовителя. Продолжительность испытания - 1 час |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более |
23.8. Измерение вибрации подшипников электродвигателя |
К, М |
Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях. При отсутствии таких указаний см. табл.31 (Приложение 3.1) |
Производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и электродвигателей ответственных механизмов |
23.9. Измерение разбега ротора в осевом направлении |
К |
Не выше 4 мм, если в заводской инструкции не установлена другая норма |
Производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора |
23.10. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой |
К |
Производится при нагрузке электродвигателя не менее 50% номинальной |
Производится у электродвигателей напряжением выше 1000 В |
23.11. Гидравлические испытания воздухоохладителя |
К |
Производится избыточным давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см2), если отсутствуют другие указания завода-изготовителя |
Продолжительность испытания - 5-10 мин |
23.12. Проверка исправности стержней короткозамкнутого ротора |
К |
Стержни короткозамкнутых электродвигателей должны быть целыми |
Производится у асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт и более |
23.13. Испытание возбудителей |
|
Производится у синхронных электродвигателей в соответствии с требованиями заводских инструкций |
|