Оглавление
Правила пожарной безопасности РД 153-34.0-03.301-00
Раздел В. Сооружения для хранения и транспортировки топлива
Глава 8. Склады твердого топлива
8.1. Запрещается осуществлять разгрузки, хранить на складах твердого топлива и сжигать топливо с неизвестными или неизученными характеристиками по взрывопожаробезопасности.
Площадка для хранения твердого топлива (угля, сланца, торфа) должна быть очищена от растительного мусора и прочих материалов, выровнена и плотно утрамбована.
Запрещается укладка угля, торфа и горючих сланцев на грунте, содержащем органические вещества и колчеданы.
8.2. Под вновь закладываемыми штабелями твердого топлива не рекомендуется располагать водосточные каналы, дренажные устройства, отдельные трубы и кабели, а также теплофикационные, кабельные и другие тоннели. При необходимости сооружения тоннелей они должны быть проходными, иметь перекрытие со слоем уплотненного грунта над ним толщиной не менее 1 м.
8.3. На складе должна быть предусмотрена специальная площадка Для тушения самовозгоревшегося топлива и его остывания после удаления из штабеля.
8.4. Все топливо, поступающее на склад для длительного хранения, должно укладываться в штабеля по мере выгрузки его из вагонов в возможно короткие сроки.
Запрещается хранение выгруженного топлива в бесформенных кучах и навалом более двух суток.
8.5. Габаритные размеры штабелей угля и сланца определяются только размерами отведенной для них площадки, а также возможностями погрузочно-разгрузочных механизмов.
8.6. Закладка штабелей торфа на хранение, а также укладка штабелей других видов твердого топлива должны выполняться в соответствии с требованиями «Инструкции по хранению ископаемых углей, горючих сланцев и фрезерного торфа на открытых складах электростанций».
8.7. Для выполнения регламентных работ со штабелями, а также проезда механизмов и пожарных машин расстояние от подошвы штабелей до ограждающего забора и фундамента подкрановых путей должно быть не менее 3 м, а до наружной грани головки рельса или бровки автодороги - не менее 2 м.
Запрещается засыпать проезды твердым топливом и загромождать их оборудованием. В зимнее время указанные проезды должны регулярно очищаться от снега.
8.8. За самовозгорающимся топливом, хранящимся на складе, должно быть установлено систематическое наблюдение в целях своевременного обнаружения очагов горения. Основным методом эксплуатационного контроля за состоянием штабеля является его внешний (визуальный) осмотр, который производится по установленному графику дежурной сменой или лицом, назначенным начальником цеха.
8.9. Для уточнения размеров очага самовозгорания и контроля за температурой топлива в штабеле должны применяться специальные термоопределители и термощупы.
8.10. Во время визуальных осмотров штабеля самовозгорающегося топлива особое внимание должно быть обращено на состояние откосов в нижней части, где скапливаются крупные куски, так как в этих местах происходит проникновение кислорода, что способствует самонагреванию и самовозгоранию топлива.
8.11. Внешними признаками изменения температуры в штабелях и появления очагов самовозгорания являются:
8.11.1. Появление за ночь на поверхности штабеля, близкой к очагу самонагревания, влажных пятен, которые исчезают с восходом солнца, а в зимнее время - проталины в снежном покрове и окрашивание снега.
8.11.2. Быстрое образование сухих пятен в штабеле после дождя или обильной росы.
8.11.3. Появление пара и специфического запаха продуктов разложения топлива.
8.11.4. Образование солевых налетов на поверхности штабеля, исчезающих при выпадении осадков.
8.12. При обнаружении признаков самовозгорания топлива должно быть в кратчайший срок произведено дополнительное уплотнение поверхности штабеля на участке, превышающем размеры очага в 2 - 3 раза.
Если указанные меры будут недостаточны, то очаги самовозгорающегося топлива подлежат удалению из штабеля с последующим тушением на специальной площадке и подачей в тракт топливоподачи котельной.
8.13. Запрещается заливать водой очаг самовозгорания топлива непосредственно в штабеле.
8.14. Запрещается извлекать очаг самовозгорания топлива из штабеля при сильном ветре (более 5 м/с).
Углубление, оставшееся в штабеле, должно быть обязательно засыпано увлажненным топливом и обязательно уплотнено в уровень с поверхностью штабеля.
8.15. При хранении некоторых особо активных углей (канскоачинского, экибастузского, назаровского и некоторых других) возможно поверхностное загорание угля, которое за несколько часов может охватить всю поверхность штабеля, если не принимаются меры по ликвидации возникшего очага.
Поверхностные очаги горения должны ликвидироваться путем перемешивания горящего топлива со свежим с последующим обязательным уплотнением поверхности штабеля.
Допускается тушение указанных поверхностных очагов горения топлива распыленной водой с одновременным перемешиванием со свежим топливом и последующим уплотнением.
В дождливую погоду возможно гашение поверхности очагов горения путем перемешивания топлива из этого же штабеля с последующим уплотнением.
8.16. За ликвидированными очагами горения должен вестись каждую смену контроль с записью в оперативном журнале цеха, а именно:
8.16.1. За штабелями с углем и сланцем - в течение недели.
8.16.2. За штабелями торфа - в течение двух недель. При отсутствии новых очагов самовозгорания в этих штабелях хранение и расход топлива должны осуществляться в обычном порядке.
8.17. Запрещается подавать топливо с очагами горения:
8.17.1. При выгрузке из вагонов непосредственно в штабель с топливом или в сооружения (тракт) топливоподачи.
8.17.2. Из штабеля в тракт топливоподачи.
8.18. Топливо из обнаруженных очагов горения в вагонах должно быть извлечено и подано на специальные площадки для тушения распыленной водой. Охлажденное топливо вместе со свежим разрешается подавать на сжигание.
8.19. В летний период при сухой и ветреной погоде на складе торфа должно быть организовано усиленное круглосуточное дежурство и приведены в готовность все средства пожаротушения.
8.20. В летний период при скорости ветра более 5 м/с на складе торфа при погрузочно-разгрузочных работах должен быть выставлен пожарный пост и усилено наблюдение за работой механизмов.
При ветре более 10 м/с работа всех механизмов на территории склада должна быть прекращена.
8.21. Оползни, вымоины и другие дефекты, возникающие в штабеле самовозгорающегося топлива с течением времени, а также из-за продолжительных дождей, должны устраняться в кратчайший срок и дополнительно уплотняться для исключения образования очагов горения.
8.22. При оборудовании на складе топлива самостоятельной сети противопожарного водоснабжения и насосной станции они должны эксплуатироваться аналогично системам пожаротушения данного предприятия.
8.23. Перед закладкой вновь поступившего топлива основание старого штабеля должно быть очищено от остатков топлива особенно тщательно, если в нем были очаги самовозгорания при хранении.
8.24. В процессе укладки нового торфа или подачи его в тракт топливоподачи должен быть установлен контроль за тем, чтобы горючие примеси (очес, пни, сучья и т.п.) не поступали или их количество было сведено до минимума (не более 5 %). Указанные примеси должны регулярно вывозиться с территории.
|