Лифты как подъемно-транспортные механизмы служат для перевозки грузов и людей в вертикальном направлении. Практически в каждом жилом подъезде с количеством этажей больше пяти есть лифт, представляющий собой кабинку, которую с помощью тросов и блоков приводят в движение электродвигатели. Бывают и другие механизмы: винтовые, зубчато-реечные и т.д., но они встречаются намного реже.
Наряду с предоставляемыми удобствами, лифт таит в себе ряд опасностей, которые должны быть сведены к минимуму. Во многом это достигается системой блокировок, но это не значит, что можно пренебрегать правилами пользования и безопасности. Самая тяжелая по последствиям авария происходит при обрыве троса, приводящая к падению кабины в шахту. Для предотвращения падения применяются специальные захваты (ловители), которые должны поймать либо заклинить кабину на ближайшем этаже.
В зависимости от назначения лифта ловители могут быть жесткими, либо обеспечивать плавное торможение. Но лучше до этого не доводить, а следить за исправностью всей конструкции и исключить перегрузки. За это отвечают специальные устройства - такие, как УПС (https://zelaz.ru/ustroystvo-kontrolya-zagruzki-lifta-ups-3.html) и им подобные. Это электрическое устройство, с помощью тензодатчиков определяющее вес, давящий на пол кабины, имеющее несколько релейных выходов, служащих для оповещения о перегрузке и запрещения движения. Знакомая многим ситуация, когда кому-то приходится покинуть кабину лифта, чтобы он закрыл двери и поехал.
Другая опасность, которая может привести к тяжелым последствиям - открытые двери при отсутствии кабины на этаже. Автоматика должна строго следить за тем, чтобы дверь открывалась только тогда, когда кабина подъехала к ней и остановилась, а закрывалась до того, как кабина придет в движение. Закрытые двери должны быть настолько тугими, чтобы их невозможно было открыть без специального инструмента. При закрывании они должны сдвигаться не быстро и возвращаться в открытое состояние при малейшем увеличении сопротивления, чтобы никого и ничего не прищемить, не придавить и т.д. По безопасности лифтов существует Технический регламент таможенного союза ТР ТС 011/2011, которого должны придерживаться все отечественные производители и импортеры.
Когда мы входим в пустую кабину лифта, часто замечаем, как под нами слегка опускается пол. Это вызывает срабатывание датчиков и дает понять автоматике, что кабина не пуста. Это тоже важно, особенно когда пассажиры с детьми, с колясками и т.д. В грузовых лифтах также важно, чтобы кабина не закрылась и не уехала на другой этаж, когда не окончена разгрузка.
Автоматика до недавнего времени строилась исключительно на релейных схемах, но и сюда пришли как электронные реле, так и программируемые микропроцессорные управляющие элементы, так и частотные регуляторы. Частотное управление двигателем дало дорогу широкому применению обычных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, тогда как раньше для получения нужных механических характеристик применялись менее надежные и более дорогие двигатели с фазным ротором и коллекторные. |