При транспортировке важно обеспечить сохранность вида и свойств доставляемых объектов. Помимо механической защиты может потребоваться и температурная. Иногда требуется очень узкая температурная среда, требующая охлаждения. Примеров можно привести множество, от доставки продуктов питания до перевозок медицинских и научных препаратов.
Для сохранения холода используется как активное, так и пассивное оборудование. Активные системы способны сами вырабатывать холод. Пример - холодильники, морозильники, рефрижераторы и т.д.
Пассивные системы лишь затрудняют получение тепла снаружи - например, термосы. Также в них могут использоваться дополнительные накопители холода - примером может служить Сумка-холодильник для проб воды СХВ-4. В неё, помимо бутылок с водой, для которой нужна стабильная температура, помещаются охладительные элементы. Они не нуждаются в электрическом или каком-либо другом питании, а просто являются конденсаторами холода. Бывают гелевые, водные, парафиновые, водно-солевые и т.д.
Холодильные машины, применяемые в промышленности и на транспорте, имеют схожую конструкцию с бытовыми холодильниками: компрессор прогоняет через теплообменники специальное вещество (хладагент), которая забирает тепло из камеры, и отдает его в окружающую среду. Компрессор сам по себе не будет работать, для него нужно внешнее воздействие. Обычно оно осуществляется с помощью электродвигателя.
Теплообменник, в котором тепло отдается в окружающую среду, называется конденсатором. Хладагент (обычно это фреон) поступает в конденсатор горячим и газообразным. Там он остывает, переходит в жидкое состояние и поступает в испаритель - теплообменник, находящийся внутри холодильника. Но по пути он проходит через камеру осушения и капиллярную трубку. Благодаря этому давление газа падает, и в испаритель он попадает уже в жидком виде. Там он опять испаряется, а температура при этом понижается до минус 20 и ниже по цельсию. После этого фреон засасывается в компрессор, и начинается новый цикл. |